Роль препаратов магния в терапии угрозы прерывания беременности у женщин с привычным невынашиванием
Статьи Опубликовано в журнале, Гинекология, том 15, №4 М.С. Зайнулина, Д.Р. Еремеева, Е.А. КорнюшинаФГБУНИИАГ им. Д.О.Отта Северо-Западного отделения РАМН, Санкт-Петербург
Резюме
На основе ретроспективного анализа было оценено влияние комбинированной терапии, включающей препараты магния лактата и пиридоксин (Магнелис B6), на показатели гемостаза и эффективность лечения угрозы прерывания беременности. Полученные результаты свидетельствуют о снижении риска самопроизвольного прерывания беременности, в том числе у женщин с отягощенным акушерско-гинекологическим и соматическим анамнезом.
Ключевые слова: невынашивание беременности, плацентарная недостаточность, препараты магния, Магнелис.
The role of magnesium drugs in the treatment of women with recurrent pregnancy loss when threatened with pregnancy termination
MSZainulina, DREremeeva, EAKornyushina
Summary
The effects of combination therapy, including drugs, such as those of magnesium lactate andpyridoxine (Magnelis B6) on hemostasis rates and efficacy of the treatment of threatened abortion were evaluated by means of a retrospective analysis.
The results indicate a reduction of spontaneous abortion risk in all patients, including women with a compromised obstetric-gynecologic and somatic history.
Key words: miscarriage, placental insufficiency, magnesium preparations, Magnelis.
Сведения об авторах
Зайнулина Марина Сабировна - д-р мед. наук, проф., зам. дир. по лечебной и научной работе ФГБУ НИИАГ им. Д.О.Отта СЗО РАМН.
Еремеева Дина Рустемовна - канд. мед. наук, врач отд-ния патологии беременности ФГБУ НИИАГ им.Д.О.Отта СЗО РАМН
Корнюшина Екатерина Амировна - врач отд-ния патологии беременности ФГБУ НИИАГ им.Д.О.Отта СЗО РАМН
Невынашивание беременности - одно из наиболее частых акушерских осложнений, которое встречается в 18-23% случаев. В структуре всех акушерских осложнений эта патология составляет 29,7% [1, 2]. Порядка 80% самопроизвольных выкидышей происходит в I триместре беременности. Высокая значимость этой проблемы обусловлена ростом заболеваемости женщин не только гинекологическими заболеваниями, но и экстрагенитальными. Заболевания сердечно-сосудистой, кроветворной, дыхательной, мочевыделительной и эндокринной систем относятся к потенциально влияющим на репродуктивную систему и встречаются у 75% девушек школьного возраста [3]. Кроме того, наличие в анамнезе одного и более хирургического прерывания беременности ведет к хроническому (аутоиммунному) эндометриту. Установлено, что риск прерывания беременности после первого выкидыша составляет порядка 13-17%, а после двух самопроизвольных прерываний возрастает до 36-38% [3].
Многолетний опыт акушеров-гинекологов свидетельствует о том, что патогенетические механизмы акушерских осложнений - невынашивания беременности, задержки роста плода, плацентарной недостаточности, преэклампсии - лежат в самой матке, а не в плаценте. Как правило, именно в таких условиях у женщин наступает беременность.
Таким образом, решение проблемы профилактики и лечения женщин с невынашиванием беременности - это путь к снижению не только материнской заболеваемости, но и повышения рождаемости.
Препараты магния в лечении невынашивания беременности широко применяются в акушерско-гинекологической практике.
Магний является одним из важнейших минералов в организме человека. Ионы магния необходимы для каждой клетки организма. От наличия достаточного количества магния в организме зависят нормальное функционирование рибосом и связывание с ними информационной РНК - ключевого механизма биосинтеза белка. Кроме того, магний принимает участие в обмене фосфора, синтезе аденозинтрифосфорной кислоты, регуляции гликолиза, построении костной ткани [4].
Во время беременности потребность в магнии возрастает в 2-3 раза, в связи с чем нередко в организме развивается его дефицит. Клиническим проявлением дефицита магния, кроме тревожности, бессонницы, судорог и астении, является повышение маточного тонуса [5, 6]. Гипомагниемия при беременности обусловлена как повышенной потребностью в этом элементе, необходимом для обеспечения полноценного роста и развития плода, так и усиленным выделением магния почками, а также относительным снижением его концентрации за счет увеличения объема циркулирующей крови матери и перераспределения кровотока между ней и плодом [7]. Магний способствует расслаблению мышечных волокон (мышц сосудов и внутренних органов). Особая роль магния при беременности заключается не только в антагонистической функции в отношении кальция, но и его влиянии на свертывающую систему крови [4, 7, 8].
В связи с этим дефицит магния у беременных с отягощенным акушерско-гинекологическим и соматическим анамнезом может являться причиной таких осложнений, как угроза прерывания беременности, плацентарная недостаточность, задержка роста плода, гестоз [3]. В развитии этих осложнений ведущая роль принадлежит таким процессам, как вазоспазм, повышение проницаемости сосудистой стенки, активация свертывающей системы крови, склонность к тромбообразованию [9].
Фундаментальные исследования, проводимые более 30 лет, многократно подтверждают, что магний является дезагрегантом (R.Herrmann и соавт., 1970) и антиагрегантом [10]. Магний ингибирует воздействие многих активаторов агрегации тромбоцитов и прежде всего тромбоксана А2 [11]. Данный эффект магния создает возможность улучшения микроциркуляции, в том числе в сосудах плаценты.
Препараты магния традиционно используются в комплексной терапии угрозы прерывания беременности. В зависимости от выраженности клинических симптомов выкидыша могут быть использованы таблетированные или парентеральные формы соединений магния. Однако, учитывая многогранную роль магния, его профилактическое назначение имеет не меньшую важность, чем применение с лечебной целью.
В настоящее время при угрозе прерывания беременности широко применяется комбинация магния и витамина B6 (пиридоксина). Пиридоксин является хорошим магнезиофиксатором, так как улучшает биодоступность магния, который образует хорошо всасывающиеся комплексы с витамином, кроме того, витамин B6 способствует проникновению магния в клетки и его сохранению внутри них. Помимо этого, дефициты витамина B6 и магния часто сочетаются друг с другом и имеют сходную клиническую картину. В комплексе с магнием пиридоксин значительно лучше проникает через липидный слой мембраны любых клеток [5].
По данным ряда авторов, нежелательные проявления совместного дефицита пиридоксина и магния видны уже в I триместре беременности, а назначение беременным препаратов магния начиная с 4—5-й недели беременности приводит к достоверному снижению уровня спонтанных выкидышей [1, 12, 13].
Цель исследования — на основе ретроспективного анализа оценить влияние комбинированной терапии, включающей препараты магния лактата и пиридоксин (Магнелис B6) на показатели гемостаза и эффективность лечения угрозы прерывания беременности.
Материалы и методы
Для анализа отбирались карты женщин, возраст которых составил 18—35 лет, со сроком беременности 6—12 нед, а также наличием признаков угрозы прерывания беременности по данным осмотра, ультразвукового исследования и жалоб пациенток. Из анализа исключались беременные женщины с почечной недостаточностью, фенилкетонурией, гиперчувствительностью к компонентам препаратов магния лактата и пиридоксина.
Нами были обследованы 60 карт беременных женщин с угрозой прерывания беременности и привычным невынашиванием. В основную группу включались пациентки (30 человек), которым в составе стандартной терапии угрозы прерывания беременности (спазмолитики, седативные препараты, гормональная поддержка) был назначен препарат магния лактатата и пиридоксин (Магнелис B6) в суточной дозе 4 таблетки. Группу сравнения составили беременные, получавшие стандартную терапию без препарата магния (30 человек). Беременные обеих групп были сопоставимы по возрасту, паритету и сроку беременности на момент включения в исследование. Средний возраст беременных составил 29 лет, срок беременности — 8—9 нед.
Оценивались данные о течении беременности и общем состоянии у женщин, получавших назначенную терапию непрерывно 1 мес.
Оценка результатов проводилась по следующим параметрам:
- Тонус матки, уровень тревожности, качество сна, возникновение судорог в ногах.
- Результаты ультразвукового исследования (включая оценку тонуса матки).
- Анализ результатов лабораторных исследований.
- Расширенная коагулограмма, определение уровня фактора Виллебранда, Д-димера, агрегационной активности тромбоцитов, биохимический анализ крови, клинический анализ крови, уровень магния в сыворотке крови .
Результаты
По результатам проведенного ретроспективного анализа у всех женщин, включенных в исследование, отмечалось уменьшение клинических признаков угрозы прерывания беременности (уменьшение или исчезновение тянущих болей внизу живота). У большинства беременных женщин основной группы наблюдалось улучшение общего самочувствия, сна, судорог в ногах не было отмечено ни в одном случае. Положительную динамику мы отмечали после 1-й недели приема препарата. Следует отметить, что у всех пациенток с клиническими и ультразвуковыми признаками угрозы прерывания беременности отмечался дефицит ионов магния в крови. На фоне проводимой терапии в группе с препаратом магния лактата и пиридоксина (Магнелис B6) отмечалось достоверное повышение уровня ионов магния в крови (p<0,01), в группе сравнения (стандартная терапия) достоверных различий в уровнях ионов магния в крови до и после лечения не отмечалось. До начала терапии у некоторых беременных отмечались активация тромбоцитарного звена гемостаза, в ряде случаев — повышение агрегации тромбоцитов.
На фоне терапии препаратом магния и витамином B6 (Магнелис B6) наблюдалось достоверное снижение уровня фактора Виллебранда, а также скорости агрегации тромбоцитов (p<0,01). Имелась некоторая тенденция к снижению уровня Д-димера в пределах нормальных показателей, что требует дальнейшего исследования влияния препарата магния лактата и пиридоксина (Магнелис B6) на показатели свертывающей системы крови. В группе со стандартной терапией достоверных различий в лабораторных показателях выявлено не было (см. таблицу).
Данные лабораторных исследований
Показатель | Магнелис B6 | Стандартная терапия | Норма | до терапии | после терапии | до терапии | после терапии |
Фибриноген | 2,77±0,22 | 2,90±0,25 | 2,80±0,30 | 2,89±0,37 | 1,70-4,00 |
Протромбиновый индекс | 80,00±1,00 | 81,00±1,54 | 83,00±1,05 | 81,93±1,68 | 80-115 |
Активированное парциальное тромбопластиновое время | 1,01±0,10 | 1,04±0,09 | 1,04±0,09 | 1,03±0,85 | 0,8-1,20 |
Тромбиновое время | 14,2±0,10 | 13,9±0,14 | 13,9±0,15 | 14,±0,12 | 14-17 |
Растворимые фибринмономерные комплексы | Отр. | Отр. | Отр. | Отр. | Отр. |
Антитромбин III | 97,5±0,55 | 100,7±0,36 | 99,8±0,44 | 103,5±1,50 | 75-122 |
Фактор Виллебранда | 2,45±1,65 | 1,68±0,73* | 1,35±0,95 | 1,25±0,67 | nbsp; |
Д-димер | 34,5±1,5 | 29,5±1,8 | 30,0±0,5 | 32,3±1,9 | 0-250 |
Скорость агрегации тромбоцитов | 90,80±4,84 | 82,38±4,07* | 85,65±5,25 | 89,62±3,92 | 75-80 |
Степень агрегации тромбоцитов | 82,95±2,45 | 79,85±2,50 | 80,00±2,50 | 81,37±1,84 | 78-80 |
Уровень магния в сыворотке крови | 0,76±0,04 | 0,95±0,05* | 0,80±0,05 | 0,86±0,03 | 0,85-1,10 |
*р<0,01.
Таким образом, на фоне применения препарата магния лактата и пиридоксина Магнелис B6 мы отметили нормализацию параметров тромбоцитарного звена гемостаза.
Оценка безопасности терапии
Ни в одном случае приема препарата магния лактата и пиридоксина (Магнелис B6) нами не было отмечено ни одного случая возникновения побочных эффектов.
Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать заключение о том, что прием препарата магния лактата и пиридоксина (Магнелис B6) эффективен в комплексной терапии угрозы прерывания беременности. На фоне приема препарата отмечалось улучшение общего самочувствия беременных женщин и улучшение сна. Отмечено также позитивное влияние препарата на тромбоцитарное звено гемостаза.
Полученные результаты характеризуют Магнелис B6 как препарат, снижающий риск самопроизвольного прерывания беременности, в том числе у женщин с отягощенным акушерско-гинекологическим и соматическим анамнезом, выступая в роли мягкого спазмолитика и антиагреганта.
Таким образом, назначение Магнелис B6 в ранние сроки беременности может снижать риск таких осложнений, как угроза преждевременных родов, плацентарная недостаточность, задержка роста плода, преэклампсия.
Литература
1. Сидельникова ВМ. Применение препарата Магне B6 в клинике невынашивания беременности. Акуш. и гинекол. 2002; 6:47-8.
2. ShechterM. The role of magnesium as antithrombotic therapy. Wien Med Wochenschr2000; 150 (15-16):343 - 73. Радзинский В.Е. Акушерская агрессия. Status Praesents. 2011; с. 34, 175-6.
4. Тетруашвили НК Терапия магнием в ранние сроки беременности у пациенток с привычным выкидышем. Рос. вестн. акушера-гинеколога. 2007; 4: 62-4.
5. Шмаков РГ. Применение магния в акушерстве. Лечащий врач. 2010; 11: 15-20.
6. James MFM. Magnesium in obstetrics. Best Pract Res Clin Obstet Gyn 2010; 24 Iss. 3:327-37.
7. Царькова МА Применение магнийсодержащих препаратов при невынашивании беременности. Гинекология. 2010; 12 (6): 49-51.
8. VormannJ, Gunther T, Hollriegl V, Schumann K. Pathobiochemical effects of graded magnesium deficiency in rats. Z Ernahrungswiss 1998; 3 37 (Suppl. 1): 92-7.
9. Surichamorn P. The efficacy of terbutaline and magnesium sulfate in the management of preterm labor. J Med Assoc Thai 2001; 84 (1): 98-104.
10. Ames WA,McDonnellN, PotteкD. The effect of ionised magnesium on coagulation using thromboelastography. Anaesthesia 2002; 54:999-1001.
11. Matsuda Y, Kouno S, Hiroyama Yet al. Intrauterine infection, magnesium sulfate exposure and cerebral palsy in infants born between 26 and 30 weeks of gestation. Eur J Obstet Gynecol Reprod Bio. 2000;91 (2): 159-164.
12. Кошелева Н. Г. Роль гипомагниемии в акушерской патологии и методы ее коррекции. Вестн. Рос. ассоц. акушеров-гинекологов. 1999; 1: 42-6.
13. Кошелева Н.Г, Аржанова О.Н, Плужникова Т.А Невынашивание беременности: Этиопатогенез, диагностика, клиника и лечение. СПб., 2003.